Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить

О музее

 

 

Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.

В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». В настоящее время музей носит название «Музей-усадьба «Кусково». Сегодня - это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности.

Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.

Архитектурно парковый ансамбль

Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750-1770 гг. при графе Петре Борисовиче. Осуществлению его замыслов во многом способствовала женитьба на единственной наследнице огромных владений канцлера А.М.Черкасского: в состав кусковской вотчины вошло соседнее село Черкасских – Вешняково.Обширная территория усадьбы складывалась из трех частей:

Наиболее полно сохранилась «центральная» часть усадьбы с основными памятниками архитектуры.
Самой ранней постройкой усадьбы является Церковь,   в стиле «аннинского барокко». Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений. Вместе с Дворцом,  возведенным под руководством известного московского архитектора Карла Бланка, и Кухонным флигелем   эти постройки образуют ансамбль Почетного двора,   расположенного на берегу Большого пруда.
В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморной скульптурой и обелисками, со сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, сохранились многочисленные парковые павильоны.
Симметрично центральной оси расположились павильоны «Эрмитаж», «Вольер»  , напротив Дворца - Большая каменная оранжерея. «Малые ансамбли»: Голландский и Итальянский, сохранившийся с наибольшей полнотой – расположились в западной и восточной частях усадьбы.
Главными сооружениями «английского парка Гай» были Дом Уединения, фактически служивший жильем графской семье, Портретная галерея и Театр.
Разнообразию развлечений и занятий отвечали устроенные в усадьбе  Аллея игр, Карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи», библиотека.
Наряду с парадными в структуру увеселительной усадьбы входили служебные и хозяйственные постройки: Псаренный и Конюшенный дворы, Менажереи   для содержания водоплавающих птиц, Американские теплицы для выращивания экзотических растений и фруктов, кухни при каждом из павильонов.
Расцвет усадьбы падает на 1770 - 1780-е гг., Кусково принимало до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, роговые оркестры, морские парады, игры и карусели. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце, «дивертисменты» и театральные постановки.
Шереметевский театр крепостных актеров – один из лучших в истории театральной культуры Москвы XYIII века. В дни кусковских торжеств оперные и балетные постановки осуществлялись на сценах двух театров – Воздушного        (открытого) на 80-100 мест и Нового (закрытого) на 150 мест.
Пышные приемы именитых гостей – Екатерины II, польского короля С. Понятовского, австрийского императора Иосифа II, и др. - в то же время отличались демократичностью: допускались «все, кому угодно было явиться».
В создании целостного по художественному замыслу и совершенного по его воплощению ансамбля принимали участие наряду с известными архитекторами, живописцами и знатоками искусства – К.Бланком, Л.Лагрене, Ю.Кологривовым, - и крепостные мастера Шереметевых. Значительная часть строений усадьбы была выполнена по проектам крепостных архитекторов Ф.Аргунова, А.Миронова, Г.Дикушина.
Творчество многих талантливых мастеров на протяжении десятилетий XVIII века создавало в кусковском ансамбле синтез искусств, придающий усадьбе универсальный характер. Архитектура и садово-парковое искусство, скульптура и живопись, музыка и театр, библиотека, «кунсткамера» и ботанические раритеты – слагаемые гармонии усадебного мира.
После смерти П.Б.Шереметева в 1788 г. при его наследнике Николае Петровиче Шереметеве - крупнейшем государственном, общественном и культурном деятеле России XYIII века, - Кусково поддерживалось и бережно содержалось как образцовое загородное имение. Последней капитальной постройкой, завершающей сложение усадебного ансамбля стала Колокольня. Однако свое значение как увеселительная резиденция для массовых гуляний Кусково теряет. Теперь в парк и Дворец усадьбы допускаются лишь избранные с разрешения графа.
С начала XIX в. Кусково, принадлежащее сыну графа Николая Петровича от его тайного брака с бывшей крепостной актрисой  Прасковьей Жемчуговой Дмитрию Шереметеву, а затем его старшему сыну Сергею Дмитриевичу, больше не использовалось как резиденция для приемов. 
Сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба все более используется как дачная местность. Кроме выстроенного по проекту Н.Бенуа в регулярной части усадьбы Швейцарского домика,   все остальные постройки возводятся в Запрудной и Пейзажной частях при дачах.
Более подробно остановимся на памятниках архитектуры усадьбы Кусково, дошедших до наших дней практически в первозданном виде и открытых для посетителей.
Подробнее

Дворец

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. 

Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно - пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше;  зеркала и осветительные  приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера. 

В 1976 - 1983 гг. – проведена комплексная реставрация интерьеров Дворца. Художественное убранство и обстановочный комплекс восстановлены согласно описям 1780-90-х годов. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано утраченное в ХIХ веке тканное  убранство стен и мебели.

 

 

 
Вестибюль. Фрагмент.
 
 

 Узнайте больше об интерьерах Дворца

Подробнее

Грот

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение». (Левшин В.А. Необходимое и полное домоводство, 1795 г.) 
Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. 
Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б.Шереметевым по «заключенному контракту».
Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Невольно погружаешься  в сказочный, экзотический мир: причудливые изгибы фантастических растений чередуются полосками рыбьей чешуи, изображениями диковинных животных, птиц и рыб, и узорами из 24 видов раковин моллюсков («тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза» и др.) на фоне белого, желтого и розового туфа.
Размещение в нишах деревянных и глиняных кукол в половину человеческого роста, убранных морскими и речными раковинами, купленными гр. П.Б.Шереметевым в 1775 году специально для Грота, «оживляет» нарядные кабинеты. Ракушечная скульптура, воспринимаемая в России как раритет, представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров II половины ХVIII века, не имеющая аналогов в нашей стране.
Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Подробнее

Эрмитаж

Эрмитаж зимой

Центральный зал Эрмитажа

 

В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными.

На сегодняшний день в России сохранилось всего три парковые постройки данного типа: петергофский (1721-1724), царскосельский (1743 – 1753) и кусковский Эрмитажи.

Эрмитаж был построен в 1765 – 67 годах, под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.

Подробнее

Кусковские оранжереи


 

Большая каменная оранжерея

Американская оранжерея

 

 

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол. XVIII века. В них содержались и выращивались  экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и  персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде  геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII века, и, как и много другое в Кусково, было призвано «служить к удивлению» гостей.

Для «зеленых питомцев» П.Б.Шереметева в Кусково отстраиваются две оранжереи.

 

Американская оранжерея

 Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение  на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго - восток и  юго - запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального  использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.

В настоящее время в залах оранжереи проходят выставки из фондов Государственного музея керамики.

 

Большая каменная оранжерея

К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова - самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы.

Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал»

- небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника.

Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.

 

 

 

Подробнее

Голландский домик

После дворцовых впечатлений Голландский домик создаёт совсем иное настроение – простоты и уюта. Но простота относительная: здесь все напоказ - будь то обилие драгоценных голландских голубых дельфтских и ковровых роттердамских изразцов на стенах (числом более 10 тысяч!), или всевозможных сюжетов и размеров картин, усыпавших стены. И модное увлечение в собирании фарфора: восточного и европейского, посуды и хрупких фигурок, ваз, кувшинов, тюльпанниц.


Внутренняя планировка и основные детали архитектурного декора Голландского домика  сохранились полностью. На первом этаже располагаются  служебные и подсобные помещения: Нижние (Передние) сени и Кухня. Дубовая лестница ведет на второй – парадный – этаж с  Залом и Десертной.


Подробнее

Итальянский домик

Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей  в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого. 

Подробнее

Кухонный флигель

Кухонный флигель

Кухня

 
Флигель был построен в 1755 году архитектором Ф.С. Аргуновым, в нем располагались русская и французская кухни, скатертная, кофейная, хлебная и кондитерский цех. Здание построено в едином стиле с остальным ансамблем усадьбы, его северный и южный фасады украшены колоннадой, высокими арочными окнами. Сверху здание венчает балюстрада с вазонами и картушами (декоративные лепные или графические узоры на фасадах в виде щитов, развернутых свитков или карт). 
Подробнее

Швейцарский домик

Швейцарский домик

Швейцарский домик

 

 Швейцарский домик возведен в 1870-х годах архитектором Н. Л. Бенуа. Это строительство было заключительным в Кусково. Деревянное двухэтажное строение несколько отличается от других сооружений усадебного парка Москвы под названием Кусково: оно необычно тем, что стены его первого этажа расписаны «под кирпич», а украшением второго этажа является резьба по дереву.

 Второй этаж благодаря большому балкону, расположенному по всему периметру сооружения, как бы нависает над первым и служит ему своеобразной террасой. Двускатная крыша в свою очередь тоже выступает со всех сторон, защищая (как с фронтонных, так и с боковых сторон) сплошной резной деревянный балкон. Опорой ей служат фигурные балконные колонны, которые тоже выполнены из дерева. Контуры крыши по всему периметру украшает ажурная резьба.

   Вход в сам домик расположен с его лицевой стороны. Его украшает резное деревянное крылечко с опорами, точь-в-точь повторяющими балконные. На эту сторону с первого этажа выходят два решетчатых окошка – одно маленькое, а другое побольше, а со второго – четыре решетчатых окна. С обратной стороны дома имеется лестница, ведущая на балкон. Она также выполнена из дерева, а ее начало сделано в виде ажурного воздушного деревянного крылечка с такими же ажурными 2-створчатыми дверьми.

   В стенах этого домика в начале XX столетия жил последний владелец усадьбы Сергей Дмитриевич Шереметев. В настоящее время в Швейцарском домике разместилась Дирекция музея Кусково.

Подробнее
Об органчикеО мастере И.ЮстеОбелиск